Порядок начисления платы за электрическую энергию в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета электроэнергии либо истечения срока его эксплуатации

Довольно часто в ГКУ АО «Госюрбюро» поступают вопросы о порядке начисления платы за электрическую энергию в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета электроэнергии либо истечения срока его эксплуатации.

Порядок определения размера платы за электрическую энергию регламентируется Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354).

На основании пп. «а» п 59 Постановления № 354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно п. 60 Постановления № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Следовательно, начисление платы за электроэнергию в первые 3 месяца после истечения срока поверки прибора учета или истечения срока его эксплуатации будет производиться исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, а по истечении 3 месяцев – по нормативу потребления.

С 1 июля 2020 года обязанность по установке и эксплуатации приборов учета в частном секторе несут сетевые организации, а в многоквартирных домах – гарантирующие поставщики электроэнергии. Однако обязанность по надлежащему содержанию, сохранению и своевременной замене приборов учета электроэнергии должна быть обеспечена собственником жилого помещения.

Так, на основании п. 81 Постановления № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с п. 81(12) Постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

При выявлении данных обстоятельств жильцам следует сообщить об этом гарантирующему поставщику или сетевой организации и оставить заявку о замене или проведения поверки вышедшего из строя прибора учета.

Кроме того, собственник жилого помещения должен контролировать срок службы прибора электроэнергии. Как правило, организации, занимающиеся поставкой электроэнергии, уведомляют о том, что истек срок эксплуатации или срок поверки прибора учета, в платежных документах. В случае истечения срока эксплуатации прибора учета электроэнергии, собственник жилого помещения также должен оставить заявку гарантирующему поставщику или сетевой организации о проведении поверки или замены прибора учета электроэнергии.

Таким образом, для того чтобы избежать начисления платы за электроэнергию по нормативу потребления, следует периодически проверять исправность своего прибора учета электроэнергии. При обнаружении выхода прибора учета из строя или истечении срока эксплуатации прибора учета, следует незамедлительно оставить заявку о его замене или проведении поверки. Оставить заявку может не только собственник, но и гражданин, зарегистрированный по месту жительства по данному адресу. Затягивание данного процесса приведет к тому, что начисление платы за потребленную электроэнергию будет производиться в повышенном размере.

Доказательства направления заявки следует сохранять. В случае если исполнитель не выполнит свою обязанность по замене или поверке прибора учета электроэнергии, Вы будете освобождены от обязанности по оплате электроэнергии исходя из нормативов потребления.

Вернуться к списку