Истечение межповерочного интервала поверки приборов учета свидетельствует о выходе прибора учета из строя.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обязанность собственника жилого помещения установить прибор учета (например, горячей и холодной воды) урегулирована и подзаконными нормативными актами.
Так, пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) указывает следующее:
оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Исключением из вышесказанного является лишь установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, которые осуществляются гарантирующим поставщиком.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одной стороной, предоставляющей жилье, является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления). Как правило, уполномоченным органом местного самоуправления, является администрация.
Действующим законодательством не предусмотрен способ оснащения муниципального жилого помещения индивидуальными приборами учета водоснабжения за счет средств нанимателя. Однако довольно часто в практике случаются ситуации, когда администрация по какой-либо причине (например, отсутствие денежных средств) не устанавливает приборы учета в срок. Но в то же время просит гражданина предоставить документы, подтверждающие установку, с целью дальнейшего возмещения за счет средств бюджета.
Такие действия администрации кажутся вполне логичными, так как нормативными актами регламентирована прямая обязанность собственника установить прибора учета. Но, во-первых, не всегда местная администрация готова предпринять меры по возмещению, а во-вторых, имеются судебные решения, возлагающие обязанность по установке на потребителя.
Так, Приморский районный суд Архангельской области в решении от 01 декабря 2021 года в деле № 2-1468/2021 исходил из того, что поверка индивидуальных приборов учета является обязанностью потребителя коммунальных услуг, в число которых входит как собственники, так и пользователи жилых помещений. В связи с тем, что истец, будучи нанимателем квартиры, не исполнил обязанность по поверке установленных им по собственной инициативе приборов учета холодного и горячего водоснабжения, плата за коммунальную услугу после истечения межповерочного интервала обоснованно начислялась ему по нормативу.
С таким выводом категорически не согласился Архангельский областной суд и указал, что обязанность своевременно поверять индивидуальные приборы учета возникает у потребителя в том случае, если в силу закона он обязан установить их в жилом помещении. Длительное неисполнение местной администрацией обязанности по оснащению жилого помещения приборами учета вынудило нанимателя самостоятельно и за свой счет установить их (решение от 24 марта 2022 № 33-1432/2022).
Суд правильно указал на то, что действия гражданина по самостоятельной установке не могут явиться основанием для возложения на него дополнительных обязанностей и, по сути, переложения на него бремени установки приборов учета, ввода их в эксплуатацию и последующего проведения поверок.
Отказ ответчика оснастить жилое помещение индивидуальными приборами учета, принимая во внимание выход из строя ранее установленных истцом, суд расценил как наступление для последнего негативных последствий в виде обязанности вносить плату за услуги холодного и горячего водоснабжения, исчисленную не за количество фактически потребленного коммунального ресурса, а по нормативу, то есть в большем размере.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Однако во взыскании компенсации морального вреда коллегия судей отказала, так как сложившиеся между сторонами спора правоотношения в рамках договора социального найма, включающие в себя обязанность наймодателя жилого помещения оснастить его индивидуальными приборами учета, носят имущественный характер, в связи с чем основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
В заключении хотелось бы отметить, что важно уметь отстаивать свои интересы даже по таким бытовым вопросам как возврат излишне уплаченных денежных средств за жилищно-коммунальные услуги. Для реализации конституционного права на судебную защиту прикладываем образец искового заявления о взыскании стоимости установки прибора учета.
Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.
Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 06 февраля 2025 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.