К беде ведет не то, что вы чего-то не знаете, а, наоборот, ваша уверенность в наличии у вас знаний, которые на самом деле не соответствуют действительности.​

Марк Твен

Правила государственной регистрации заключения брака регулируются Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В качестве основания для государственной регистрации заключения брака закон устанавливает совместное заявление лиц, вступающих в брак. Такое заявление может быть подано лично или направлено в форме электронного документа через портал государственных услуг. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Заявление должно содержать все необходимые сведения и подписано лицами, желающими вступить в брак.

К заявлению необходимо приложить определенные документы:

  • документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;
  • разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

Стоит обратить внимание на то, что брачный возраст устанавливается в 18 лет. Однако из этого общего правила имеются исключения. В некоторых случаях можно заключить брак до наступления совершеннолетия. Возможно снижение брачного возраста на 2 года, то есть с 16 лет. Разрешение на вступление в брак несовершеннолетним гражданам выносит орган местного самоуправления по месту жительства этих граждан и на основании их письменного заявления (п. 2 ст. 13 СК РФ). К заявлению должны быть приложены в том числе документы, подтверждающие наличие уважительных причин для снижения брачного возраста: справка из поликлиники о беременности, свидетельство о рождении ребенка и др.
Законы субъектов РФ могут устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ).
При этом понятие и перечень особых обстоятельств, позволяющих лицам до достижения возраста 16 лет заключать брак, федеральным законодательством не предусмотрен. Как правило к таким обстоятельствам могут относиться беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон (например, ст. 2 Закона Московской области). В Архангельской области такой закон отсутствует.

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через портал госуслуг.


Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

Дата и время государственной регистрации заключения брака определяются лицами, вступающими в брак, при подаче ими совместного заявления о заключении брака, посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных выбранным органом записи актов гражданского состояния в федеральной информационной системе.
Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.

Законом установлено, что браки регистрируются в органах ЗАГС и лишь в исключительных случаях, таких как нахождение в медицинской организации или в местах лишения свободы, регистрация брака может быть проведена за пределами органов ЗАГС.

Наиболее дискуссионным остается вопрос о выездной регистрации брака. На протяжении последних лет всё чаще возникают споры о том, что стоит расширить возможности брачующихся и на законодательном уровне разрешить регистрировать браки вне соответствующих органов. Такие законодательные инициативы возникали неоднократно, но на данный момент на федеральном уровне одобрения не получили.
Так, в 2014 год в Государственную Думу был внесен законопроект, в соответствии с которым предполагалось внести изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», с именно предоставить лицам, вступающим в брак, возможность выбора места торжественной регистрации заключения брака. Однако законопроект не получил одобрения и был отклонён на стадии первого чтения в Государственной Думе.   
В то же время уровне некоторых субъектов существуют законы, разрешающие регистрировать брак не только непосредственно в органах ЗАГС. Так, в Москве существует список мест, где брак может быть официально зарегистрирован представителем соответствующего отдела ЗАГС (зависит от выбранной площадки). Так, регистрация брака возможна в Петровском Путевом Дворце, в особняке Петра Смирнова на Тверском бульваре, в Царицыно, в усадьбе Люблино и так далее. Всего на сегодняшний день в Москве существует 12 таких площадок.

Стоит отметить, что регистрации брака, которые организуются брачующимися самостоятельно вне стен органов ЗАГС, не носят официального характера и представляют собой своего рода представление, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что вопрос о законодательном закреплении возможности проведения официальных выездных церемоний бракосочетания является одним из наиболее актуальных в сфере регистрации браков.
При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов.
Заключение брака производится путем внесения соответствующей актовой записи о заключении брака, а супругам выдается свидетельство о браке.

Таким образом, заключение брака начинается с подачи заявления лиц, вступающих в брак и завершается выдачей свидетельства о заключении брака.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Настоящая статья регулирует правоотношения между перевозчиками и пассажирами, следующими в поездах дальнего следования.
Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах.
Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов и практики по состоянию на 21 июля 2019 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.




Вернуться к списку