Еще более призадумался Обломов, когда... его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной...; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье -- и конца этому никогда нет! ... Все это навело на него страх и скуку великую. "Когда же жить. Когда жить?" -- твердил он.
"Обломов" (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

Мы продолжаем рубрику «У Фемиды есть глаза». Следующее произведение искусства, с которым мы вас познакомим, литография «Законодательное чрево» (1834) Оноре Домье.

Оноре Домье — один из величайших карикатуристов XIX века. В своих работах он отражал историю французского общества периода Реставрации и Июльской монархии.

В литографии Домье высмеивает правительство Июльской монархии. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Физические характеристики мастер утрирует, а вот моральные качества, будто сами собой обезображивают лица. Художник стремится воздействовать на зрителя не рассказом и не повествовательностью, а выразительностью образов.

Что читается на лицах представителей парламента? Злость, леность, тупость, заносчивость, горделивость, скука, продажность и чванство. Собрание, которое должно печься о судьбе народа и страны, занято совсем другими делами: кто-то травит байки, кто-то откровенно спит, а некоторые просто уставились в потолок пустыми взглядами. Отталкивающие лица, уродливые толстые фигуры. Председатель положил руку на перила, он словно забыл, о чём должен был говорить парламенту.

Оноре Домье с помощью карикатур высмеивал человеческие пороки, произведение «Законодательное чрево» не исключение.

Вернуться к списку