К беде ведет не то, что вы чего-то не знаете, а, наоборот, ваша уверенность в наличии у вас знаний, которые на самом деле не соответствуют действительности.​

Марк Твен

Мы продолжаем рубрику «У Фемиды есть глаза». Следующее произведение искусства, с которым мы вас познакомим, картина Ильи Ефимовича Репина «Арест пропагандиста» 1892 года.

Илья Репин уже с самого начала своего творческого пути (с 1870-х годов) стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.

«Арест пропагандиста» одна из самых известных картин художника. Она размещена в Третьяковской галерее. На ней изображен момент ареста человека, занимавшегося революционной пропагандой. На тот момент это была актуальная тема, и Репин не мог пройти мимо нее. Страна переживала всплеск социальной активности, подъем революционного движения, который сопровождался многочисленными актами насилия.

На картине изображен момент, когда пропагандиста разоблачили и уличили в противозаконной деятельности. Действие происходит в простой крестьянской избе с деревянными полами в щелях и трещинах, с голыми неприглядными стенами. На фоне всеобщей серости и мрачности ярким пламенем светится алая рубаха арестованного – это эмоциональный центр картины.

Картина в основном написана в темных невыразительных цветах, исключениями являются лишь два чистых цветовых пятна – красная рубаха центрального героя и голубая крышка раскрытого чемодана. Этот прием невольно вынуждает фиксироваться на этих цветах, подчеркивая их важность.

Полотно выполнено в характерной для Репина манере – часть ее прописана очень тщательно, с мельчайшими деталями, как, например, половицы, чемодан с бумагами, фигура сидящего на стуле жандарма и человека рядом с ним. Все остальные персонажи выразительны и заметны, однако написаны в другой манере – широкими эффектными мазками, почти эскизно. Это добавляет картине живости, придает движение, особую энергетику.


Вернуться к списку