Можно ли получить субсидию на оплату ЖКХ не собственнику, прописанному в квартире

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.

Субсидия на оплату ЖКХ – это компенсация части стоимости ЖКХ.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть следующие вопросы:

- общее основание предоставления субсидий на оплату ЖКХ;

- кто имеет право на такие субсидии;

- документы, необходимые для получения субсидии;

- размер субсидии;

- долгов за ЖКХ не должно быть;

- срок предоставления субсидии;

- куда обратиться за субсидией.

Правовая основа

Субсидии предоставляются гражданам в порядке и на условиях, установленных Жилищным кодексом России (далее – ЖК РФ), Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства России от 14 декабря 2005 г. № 761 (далее – Правила).

Общее основание предоставления субсидий на оплату ЖКХ

На основании ст. 159 ЖК РФ, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (пункт 2 Правил № 761).

Таким образом, по смыслу статьи 159 ЖК РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами № 761.

Кто имеет право на субсидию?

Гражданский кодекс России признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина, а ЖК РФ устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории России, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Подтверждением места постоянного жительства гражданина является его регистрация по месту жительства.

В соответствии с Правилами № 761 право на субсидию имеют:

а) те, кто снимает жилье у государства;

б) те, кто снимает жилье у других лиц;

в) члены жилищных кооперативов;

г) собственники жилых помещений (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Исходя из анализа указанных норм, субсидия может предоставляться не только собственнику жилья. Однако лицо может не являться собственником, но проживать и быть прописанным в данном жилом помещении. Для возникновения права на субсидию на ЖКХ должен быть заключен договор найма жилого помещения из частного жилищного фонда.

Решением Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. № АКПИ15-1074 положение Правил № 761 в части требования постоянного места жительства признан не противоречащим законодательству.

Документы, необходимые для получения субсидии

Предоставление субсидий носит заявительный характер.

Перечень документов установлен в Правилах № 761.

Для получения субсидии потребуется подготовить следующие документы:

1) заявление о предоставлении субсидии;

2) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (например, свидетельство о праве собственности на квартиру, договор купли-продажи, дарения, мены, решение суда, вступившее в законную силу и т.д.);

3) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

4) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

5) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Уполномоченные органы в рамках межведомственного взаимодействия получают следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении гражданину субсидии:

1) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, – в случае, если заявитель является собственником жилого помещения;

2) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;

3) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству России;

4) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;

5) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

6) копии документов, подтверждающих факт установления заявителю инвалидности;

7) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Размер субсидии

Согласно пункту 20 Правил № 761 размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости ЖКУ, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с пунктами 32 и 33 Правил № 761 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев.

Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.

Например:

Можно ли получить субсидию на оплату ЖКХ не собственнику, прописанному в квартире, изображение №1

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

- супругом (супругой);

- родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

- несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Таким образом, для расчета субсидии учитываются доходы всех постоянно проживающих (и постоянно зарегистрированных) в жилом помещении лиц.

Исключением будут доходы супруги и детей/родителей граждан, претендующих на получение субсидии. Доходы этих лиц будут учитываться при определении совокупного дохода семьи вне зависимости от того, зарегистрированы они по месту постоянного жительства или нет.

Долгов за ЖКХ не должно быть

Субсидии предоставляются гражданам, не имеющим задолженности по оплате ЖКХ, а также гражданам, заключившим и (или) выполняющим соглашения по ее погашению. Как правило, субсидии предоставляются в виде денежной компенсации. Законом субъекта Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидии путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 159 ЖК РФ и пункт 6 Правил № 761).

В Архангельской области предоставление субсидий регулируется областным законом от 28 мая 2008 г. № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Закон № 515-27-ОЗ).

Так, в соответствии с указанным областным законом субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности государственные учреждения соцзащиты населения области получают из ГИС ЖКХ.

Срок предоставления субсидии в Архангельской области

Перечисление средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг (статья 3 Закона № 515-27-ОЗ).

Куда обратиться за субсидией?

Заявление можно подать:

- в электронной форме на портале «Госуслуги» или на интерактивном портале соцзащиты населения области;

- через МФЦ;

- лично или через представителя в отделение социальной защиты населения по месту жительства;

- почтовым отправлением в отделение соцзащиты населения по месту жительства.

Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 25 июля 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку