Виды доходов, с которых могут удержать по исполнительному производству

Еще более призадумался Обломов, когда... его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной...; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье -- и конца этому никогда нет! ... Все это навело на него страх и скуку великую. "Когда же жить. Когда жить?" -- твердил он.
"Обломов" (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП РФ) является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции в том числе по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

В 2020 г. для принудительного исполнения в ФССП РФ поступило 69,7 млн. исполнительных документов, в 2019 году – 68 млн. В сравнении с 2019 годом сохранилась тенденция роста количества поступивших судебных актов, оно увеличилось на 3,1 млн., или на 10,6 %.

Нередко лица, в отношении которых возбуждается исполнительное производство, и удерживаются денежные средства в счет погашения задолженности по нему, обращаются в областное государственное юридическое бюро с вопросом о законности взыскания денежных средств с того или иного вида дохода (например, с пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности).

Разберемся, с каких доходов производится удержание по исполнительному листу или судебному акту.

Согласно статье 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный акт, как и исполнительный лист является исполнительными документами, которые направляются (предъявляются) судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Закона об исполнительном производстве в установленных случаях судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

Часть 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве определяет виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Таким образом, законодатель указывает, что на любые другие виды доходов взыскание может быть обращено.

Важно! Согласно пункту 57 Постановления Пленума Верховного Суда России от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Виды доходов, с которых могут удерживаться алиментные выплаты,устанавливается Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства России от 18 июля 1996 г.
№ 841.

Практика:

В определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда России от 25 марта 2020 г. № 78-КА20-5 отмечено, что Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Из этого следует, что при удержании денежных средств по исполнительному производству судебный пристав - исполнитель не вправе оставлять должника без средств к существованию и обязан оценить все имеющиеся фактические обстоятельства.

В случае, если у гражданина после удержания денежных средств остается менее суммы, необходимой ему на содержание, то он вправе подать судебному приставу - исполнителю заявление об уменьшении удержаний по исполнительному производству. Образец заявления прикладываем.

Судебному приставу – исполнителю ОСП по _______________________ району

адрес: ________________________

от Иванова Ивана Ивановича

адрес:163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул.Матроса, д. 1, кв. 1

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, Иванов Иван Иванович, проживаю по вышеуказанному адресу.

В настоящее время в отношении меня возбуждено исполнительное производство № 00000/000/200000 от 01.01.2019.

По указанному исполнительному производству происходит удержание в размере 50% из моей пенсии по старости.

На данный момент, моим единственным источником дохода является страховая пенсия по старости в размере 10 000 рублей 52 копейки.

После удержаний по исполнительному производству у меня остается менее прожиточного минимума на одного человека.

Вариант: Между тем, в настоящее время у меня на иждивении находится мой сын (обучается на очной форме обучения без получения стипендии), который так же нуждается в содержании и обеспечении. На двоих человек у меня остается 5000 рублей 26 копейки, по 2 500 рублей 13 копеек на каждого, что существенно затрудняет мое положение.

При этом на указанные средства я вынужден приобретать продукты питания, предметы первой необходимости, одежду, обувь и оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги, налоги.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель, получив ходатайство административных истцов, являющихся в исполнительном производстве должниками, обязан проверить их материальное положение.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пособиеявляется для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. № 10-П и определения от 13 октября 2009 г. № 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. № 350-О-О, от 17 января 2012 г. № 14-О-О и от 24 июня 2014 г. № 1560-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пособия должника-гражданина, являющегося для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этого пособия, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, в том числе принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 446 ГПК РФ, взыскание не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Мой суммарный доход за месяц составляет 10 000 рублей 52 копейки, что значительно меньше размера прожиточного минимума, в связи с чем я прошу снизить размер удержаний по исполнительному документу до 10 %.

Учитывая все вышесказанное,

ПРОШУ:

снизить размер удержаний по исполнительному производству с 50 % от размера пенсии по старости до 10% по исполнительному производству от размера такой пенсии.

Письменный ответ с результатами рассмотрения настоящего заявления прошу направить по адресу: адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Матроса, д. 1, кв. 1.

Приложение:

  1. копия справки о размере пенсии;

2. копия справки об обучении сына на очной форме обучения.

___________________/ Иванов И.И.

«_____» 2021 года

Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 30 сентября 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку