Последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

С 1 января 2014 г. граждане, достигшие 27 лет и не прошедшие по призыву службу в армии при отсутствии оснований, предусмотренных законом, получают вместо военного билета специальный документ воинского учета – справку по форме № 1/У.

Как следует из пункт 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») гражданин признается не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если до окончания призывного возраста, т.е. до 27 лет, он не был призван в армию. Данное правило не распространяется на граждан, которые освобождены от призыва на военную службу. К данной группе относятся граждане, которые:

а) признаны ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходят или уже прошли военную службу в Российской Федерации;

в) проходят или уже прошли альтернативную гражданскую службу;

г) прошли военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

д) имеют предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень (доцент, профессор, доктор наук и пр.);

е) являются сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

ж) признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Помимо этого, указанное правило не распространяется на граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, исчерпывающий перечень которых закреплен в статье 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, наличие 2 и более детей, наличие ребёнка-инвалида в возрасте до 3-х лет, обучение по очной форме и др.).

Граждане, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут быть признаны призывной комиссией не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Конституционный суд России в своём постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П подчеркнул, что для признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, не требуется привлечения его к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва на военную службу.

Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

Ограничения, которые влечет выдача такой справки:

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в случае если такое лицо не прошло военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, т.е. если вместо военного билета такому лицу выдана справка. Срок действия указанного ограничения составляет 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования заключения военной комиссии или со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения не были нарушены.

Аналогичное правило предусмотрено и в пункте 10 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Обжалование:

Решение призывной комиссии при военкомате о выдаче призывнику вместо военного билета справки, может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или, как и любое другое решение государственного органа, – в судебном порядке (в порядке административного судопроизводства).

Срок для такого обжалования в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», составляет три месяца со дня принятия обжалуемого решения (со дня когда лицо узнало о вынесении такого решения).

Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

На сегодняшний день судебная практика по данному вопросу неоднозначна и не имеет преимущественного уклона на принятие позиции какой-либо определенной стороны спора.

Анализ практики, наоборот, показывает, что суды, исследуя все обстоятельства конкретного дела, при достаточном количестве доказательств выносят решения как в пользу военкоматов, так и в пользу призывников.

Каждый отдельный взятый случай является уникальным, поэтому его нужно рассматривать отдельно от остальных с учетом всех имеющихся фактов.

Так, решением Северодвинского городского суда от 18 сентября 2017 г. по делу 2а-4429/2017 в удовлетворении требований Г. было отказано. Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что по окончании срока отсрочки от прохождения военной службы Г. в военный комиссариат не являлся и намерения пройти военную службу не проявлял. Также, административному истцу дважды - в период осеннего призыва 2015 года и весеннего призыва 2016 года направлялись повестки, которые не были вручены в связи с отсутствием призывника по месту жительства в городе Северодвинске; в связи с данными обстоятельствами в отношении Г. было заведено розыскное дело, однако согласно справке участкового уполномоченного полиции дверь квартиры при осуществлении выездов никто не открывал, на оставленные повестки в пункт участкового уполномоченного полиции Г. не являлся. Отсутствие призывника по месту жительства подтверждается также докладными курьеров, которые доставляли повестки. Помимо того, на момент достижения Г. 27-летнего возраста (01.08.2016), у него отсутствовала научная степень, позволяющая ему претендовать на освобождение от призыва на военную службу - диплом кандидата наук выдан административному истцу лишь 05.10.2016.

Таким образом, значимую роль при оценке обоснованности заключения о признании «уклонистом» играет подтвержденная активная деятельность по организации военкоматами призыва граждан на службу.

Однако, если мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении гражданина не осуществлялись, повестки о вызове на призывные мероприятия не приходили, суды в таких случаях принимают сторону гражданина и отменяют незаконные решения призывных комиссий (или нижестоящих судов, принявших решение об отказе в удовлетворении требований).

Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Помимо прочего, зачастую призывные комиссии выдают гражданам справки взамен военного билета, не учитывая того обстоятельства, что на момент первой после вступления в силу положений закона (2014 год), которыми введена норма о возможности принятия заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, призывной кампании граждане уже не подлежали призыву на военную службу по возрасту (например, решение Октябрьского районного суда Архангельской области от 28 сентября 2015 г. по делу № 2А-7998/2015; решение Октябрьского районного суда Архангельской области от 27 марта 2017 г. по делу № 2а-2366/2017).


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 14 октября 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку