Проезд пенсионера к месту отдыха

pagetitle

В практике бюро не очень часто встречаются вопросы, касающиеся взыскания с Пенсионного фонда Российской Федерации компенсации расходов пенсионера на проезд к месту отдыха и обратно. Тем не менее, как следует из анализа судебной практики, такие дела являются одними из самых многочисленных.

Большая часть таких дел рассматривается мировыми судьями, поскольку обычно расходы не превышают 50 тысяч рублей. И во многих случаях пенсионеры сами составляют исковые заявления, формы которых размещены на стендах в судах или в сети Интернет.

Существует несколько основных спорных моментов, из-за которых пенсионные органы отказывают в выплате компенсаций и приходится обращаться в суды. Их стоит учитывать при составлении исковых заявлений по таким делам.

Наверное, наиболее массовая проблема касается случаев отдыха за пределами Российской Федерации. В таких случаях суды, руководствуясь статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года    № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» частично удовлетворяют требования пенсионеров.

При этом одновременно существует несколько подходов к определению того, какая сумма должна быть возмещена. Все они касаются того, как определить точку пересечения государственной границы, через которую пенсионер выезжал и въезжал, а также того, как определить стоимость проезда до этой точки (билетов до этой точки у пенсионера нет, ведь он летел сразу через границу).

Из анализа практики Ломоносовского районного суда города Архангельска следует, что наиболее преобладающей является практика разрешения таких дел исходя процентной части стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующей процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Если перевести на более простой язык, то это означает, что берется общая протяженность маршрута и определяется доля маршрута, приходящаяся на территорию России. И потом соответствующая доля высчитывается из общей стоимости перевозки.

Информацию об ортодромических расстояниях можно запросить у ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (сайт - http://gkovd.ru). Справку об этой информации по конкретному рейсу могут также выдать сами транспортные организации. 

Другой вопрос связан с оплатой проезда военным пенсионерам. В отношении этой категории пенсионеров практика складывается отрицательная. Суды отказывают в применении к ним указанной статьи 34 Закона РФ, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 738-О, согласно позиции которого данный закон не предоставляет гарантий пенсионерам, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Вопросы также возникают в случаях, когда пенсионеры добираются до места отдыха на личном транспорте. Ранее, хотя подзаконными актами компенсация в таких случаях прямо не урегулирована, суды допускали частичную компенсацию расходов на топливо. В настоящее время в возмещении таких расходов отказывается, поскольку это прямо не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Более подробная информация об этом размещена в этой статье на нашем сайте.

Кроме того, следует учитывать, что с конца 2016 года действует норма, согласно которой необходимо учитывать, рейсом какой авиакомпании летит пенсионер.

Пунктом 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, предусмотрено, что при использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы должны оформляться (приобретаться) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.

Соответственно, в случае отдыха с перелетом самолетами зарубежных авиакомпаний и намерения возместить расходы необходимо заранее получить документ, подтверждающий, что указанные авиакомпании на соответствующую дату вылета не осуществляют перевозки. Конкретный документ, которым можно подтвердить данный факт пока не установлен. Как следует из практики, обычно достаточно справок организаций, продающих авиабилеты.

Получается, что если на те же дни вылета имелись рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний стран ЕвразЭС, но пенсионер полетел другими рейсами расходы не могут быть возмещены. Если же других рейсов не было, то обязательно нужно брать подтверждающие это документы.

 


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 28 апреля 2018 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

28.04.2018
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее.

Джонатан Свифт