Круглый стол о правах и обязанностях опекунов

pagetitle

Обращения по вопросам опеки и попечительства не относятся к числу наиболее популярных в практике госюрбюро. Надеемся, что в основном это связано с тем, что все вопросы решаются и не требуется помощь юриста. Тем не менее, те немногие обращения, которые все-таки поступают к нам, показывают, что существует достаточно много вопросов, нуждающихся в подробных ответах.

23 марта по инициативе Центра правовой информации городской центральной библиотеки МУК «НЦБС» в Новодвинске в клубе "Анастасия" был проведен круглый стол о правах и обязанностях опекунов.

Цель семинара состояла именно в том, чтобы предоставить более подробную правовую информацию опекунам и одновременно выяснить, какие проблемы беспокоят опекунов.

Составление исчерпывающего перечня прав и обязанностей опекунов (равно как и иных категорий граждан) является практически невыполнимой задачей. Всегда можно найти какое-то право или обязанность, которое не попало в официальный перечень, договор или иной документ.

Для того чтобы сильно не ошибиться и не запутаться, мы предлагаем говорить о правах и обязанностях опекунов исходя из общих принципов законодательства в этой сфере.

Так, статьей 4 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрены следующие задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

А в статье 5 того же закона предусмотрены принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Эти задачи и принципы определяют все основные обязанности и права опекунов: все права являются продолжением обязанностей по защите прав подопечных и полностью подчинены этой цели (защите прав подопечных). Соответственно, о правах опекунов имеет смысл говорить только по остаточному принципу - исключительно как о способе исполнения обязанностей.

Основное формальное право опекунов заключается в том, что опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Но в этой части существует множество оговорок - значительное число юридических действий опекун может совершать только с согласия органа опеки и попечительства. Во многих случаях, даже при отсутствии требования о получении такого согласия, во избежание выявления нарушений опекунам целесообразно свои действия (бездействие) согласовывать с органом опеки и попечительства.

Как и следовало ожидать, участников круглого стола интересовали пособия и иные выплаты, на получение которых они имеют право рассчитывать. Поэтому приведем несколько основных норм о пособиях, получаемых опекунами.

В соответствии со статьями 12.1 и 12.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Размер пособия составляет 19620,40 руб. (с 01.02.2017) на каждого ребенка.

В ходе круглого стола был задан вопрос о том, в течение какого срока нужно обратиться, чтобы получить пособие. Из статьи 17.2 того же закона следует, что обратиться в органы социальной защиты населения нужно не позднее шести месяцев со дня установления опеки. Следует отметить, что имеется судебная практика о возможности восстановления пропущенного срока для обращения за пособием.

Ряд пособий опекунам (равно как и родителям, усыновителям) предусмотрен и новым областным законом от 05.12.2016 № 496-30-ОЗ "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области".

Например, согласно статье 5 областного закона дополнительное ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до трех лет на обеспечение питанием выплачивается:в районах Крайнего Севера - в размере 408,80 рубля; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 350,40 рубля.

Статьей 26 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" предусмотрено, что на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства (ежемесячная денежная выплата). В 2015 - 2017 годах размер ежемесячной денежной выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, проживающих в районах Крайнего Севера, составляет на детей в возрасте до 7 лет - 7459 рублей, на детей в возрасте от 7 до 18 лет - 9434.

Размер ежемесячной денежной выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет на детей в возрасте до 7 лет - 5734 рублей, на детей в возрасте от 7 до 18 лет - 7256 рубля.

Как следует из этой статьи, ежемесячные денежные выплаты предназначаются для:

1) оплаты расходов на питание;

2) обеспечения одеждой, обувью, мягким и хозяйственным инвентарем, игрушками, книгами, учебной литературой и письменными принадлежностями;

3) оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);

4) оплаты транспортных услуг (проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы);

5) оплаты бытовых и других видов услуг.

Еще один практический вопрос касался такого понятия, как номинальный счет. Институт договора номинального счета был введен в Гражданский кодекс РФ с 01.07.2014. Статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с этого времени предусматривает, что опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Из статьи следует, что зачисление указанных видов выплат на номинальный счет является обязанностью, а не правом. Тем не менее, на практике имеются различные подходы к исполнению данной нормы.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 28 марта 2017 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые позднее будут внесены в законодательство.  

28.03.2017
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
Война - это война людей. Мир - это война идей.​ Виктор Гюго
Июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30