Плата за тепловую энергию и применение индивидуального прибора учета тепловой энергии

pagetitle

В основе практически любой серьезной жизненной и юридической проблемы лежит вопрос о том, что главнее – интересы одного человека в конкретной ситуации или интересы общества или коллектива в целом, сейчас и в будущем.

Понимание интересов индивида (отдельного человека) и общества (коллектива) в целом может быть различным, поэтому и возникают неразрешимые противоречия.

Очередной такой вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, по результатам которого было принятом постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца".

Суть спора заключалась в том, что изначально во всех помещениях дома были приборы учета тепловой энергии и в доме был общедомовой прибор учета. И на тот момент при начислении платы за отопление принимались показания прибора учета конкретного гражданина.

Однако в дальнейшем в отдельных помещениях приборы учета стали неисправными (или умышленно приведены в негодность). После этого начисления стали осуществляться для всех жильцов исходя из показаний общедомового прибора учета, т.е. независимо от индивидуального потребления.

Вывод суда – признать взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Указанные нормы признаны неконституционными в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

Предполагаем, что на данный момент не очень много домов, в которых все помещения были оборудованы приборами учета, но тем не менее позиция Конституционного Суда РФ заслуживает внимания.

 

Важный вопрос, касающийся платы за тепловую энергию, также был недавно предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (Решение Верховного Суда РФ от 15.06.2018 № АКПИ18-367 <О признании недействующим абзаца пятнадцатого пункта 1 приложения к письму Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04>).

Гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма № 28483-АЧ/04, изданного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В своем исковом заявлении гражданин ссылался на то, что оно имеет нормативный характер, содержит разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений нормативного правового акта, не соответствует статьям 1, 544, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части разъяснения, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом порядке во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от наличия или отсутствия в них обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения. Также полагает, что в решении Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2015 г. по делу № АКПИ15-198 не рассмотрена ситуация, при которой переустройство квартиры было произведено до принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласовано органом местного самоуправления или легализовано в судебном порядке.

Суд указал, что в данной части письмо является незаконным, поскольку Правила предоставления коммунальных услуг не содержат нормы о том, что расчет платы не зависит от того, имеются ли в помещении отопительные приборы или нет.

12.09.2018
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Нет ничего скучнее людей, которые всегда соглашаются с вами; это то же самое, что разговаривать с эхом

Жан Пети-Сан
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30