Ввод приборов учета воды в эксплуатацию

pagetitle

27 мая 2013 года вступило в силу решение Ломоносовского районного суда города Архангельска о запрещении обществу с ограниченной ответственностью «Радиус – А», муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» осуществлять деятельность по вводу приборов учета воды в эксплуатацию за плату (по иску прокурора города Архангельска).

С решением суда первой инстанции можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке. Апелляционное определение Архангельского областного суда не размещено в открытом доступе (только карточка дела), но на сайте суда размещена соответствующая новость об оставлении решения районного суда в силе.

Юридическое обоснование иска и судебных актов довольно просто. Истец и суды ссылаются на пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недопустимости принуждения к заключению договора) и пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Это очень хорошая новость, потому что не придётся платить за приёмку приборов учёта. Но, кроме того, возникает ряд интересных юридических вопросов.

В статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 9), указывается, что ресурсоснабжающая организация не имеет права отказаться от заключения с обратившимся к ней потребителем договора об установке, замене или эксплуатации прибора учёта. Там же указано, что у такого договора есть цена, которая определяется соглашением сторон, то есть если и возможно заключение безвозмездного договора, то только по соглашению сторон.

При этом Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149, а административная ответственность за уклонение от заключения такого договора установлена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку иное не указано в законе, под установкой прибора учёта понимается весь комплекс работ, предшествующих эксплуатации прибора, в том числе так называемый ввод в эксплуатацию, состоящий, как правило, из опломбировки соединений и регистрации установки прибора. В этом случае взимание платы за установку выглядит вполне правомерным, однако, вероятно, речь в рассматриваемом деле шла не совсем об этом. Практика применения законодательства об энергосбережении только формируется, и можно ожидать в ближайшее время появления мнения Верховного Суда Российской Федерации по данным вопросам.

Дополнение от 25 сентября 2013 года

Недавно было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 19.09.2013 № 824), которым прямо предусмотрено, что ввод квартирных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг бесплатно. По смыслу постановления, установка (монтаж) прибора учета не является частью работ по вводу в эксплуатацию.

25.09.2013
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее.

Джонатан Свифт
Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30