Внепроцессуальные обращения

pagetitle

14 июля 2013 года вступает в силу очень интересный федеральный закон – Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Инициатором принятия закона стало Правительство Российской Федерации (законопроект № 249564-6). Законодательная инициатива была направлена на реализацию Указа Президента России от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», который предусматривал в том числе выработку мер, направленных на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений (в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности).

Закон посвящен внепроцессуальным обращениям, т.е. тому, что, кажется, существовало всегда, но редко попадало на страницы нормативных правовых актов. Достаточно вспомнить довольно популярное выражение «телефонное право», под которым обычно понимается «правосудие», основанное не на норме права, а на «пожеланиях» влиятельных лиц.

Теперь законодательно установлены дополнительные барьеры на пути подобного внепроцессуального воздействия на суд.

Указанным законом изменения внесены в несколько законов, но основные – в пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В первую очередь в нём снова закреплен общий принцип о недопустимости любого вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия, в том числе обращение к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда.

При этом под внепроцессуальным обращением, согласно закону, понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Обращает на себя внимание то, что даже участники судебного разбирательства, обращающиеся к суду, могут стать нарушителями, если будут использовать ненадлежащую форму обращения.

Совершенно разумно в качестве основного механизма предотвращения воздействия внепроцессуальных обращений выбрано не наказание, а предание таких обращений гласности. В нормы гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессуального законодательства были внесены дополнения, предусматривающие обязательное опубликование и доведение внепроцессуальных сообщений до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом делается оговорка о том, что наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи. Однако, можно предположить, что после вступления этого закона в силу может появиться другое основание для отвода судьи или отмены судебного акта – выявление фактов неопубликования указанной информации.

12.07.2013
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Нет такой глупости, которой нельзя было бы исправить при помощи ума или случая, и нет такой мудрости, которой нельзя было бы испортить при помощи глупости или случая

И. В. Гёте
Июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30