Читаем между строк, или пенсия по случаю потери кормильца вместо алиментов

pagetitle

Как нам стало известно из новости в средствах массовой информации, 7 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2018 № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Как сказано в новостной заметке, закон касается того, что пропавших неплательщиков алиментов теперь якобы можно признать безвестно отсутствующими.

Действительно ли это так? И что же поменялось для тех, кто пытается получить алименты от таких неплательщиков алиментов?

Из самого текста закона об этом вряд ли сможет понять не только обычный человек, но и юрист, который не специализируется в вопросах взыскания алиментов и исполнительном производстве.

Поэтому попробуем провести расследование о смысле закона. Для того, чтобы понять смысл закона мы решили обратиться к истории его принятия, т.е. к тому моменту, когда он был еще законопроектом и был внесен в законодательный орган – Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Это был законопроект № 277183-7, он был внесен Правительством Российской Федерации 04.10.2017. С ходом рассмотрения проекта можно ознакомиться на этой странице в сети Интернет, там же имеются все документы, включая пояснительную записку, поправки, заключения комитетов и т.п.

Объяснение причин разработки закона обычно содержатся (ну, или, по крайней мере, должны содержаться) в пояснительной записке к законопроекту. Итак, что побудило Правительство РФ внести законопроект.

В записке говорится, что несколько лет назад в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2012 года функции органов внутренних дел по розыску должников переданы Федеральной службе судебных приставов.

Затем Федеральным законом от 12.03.2014 № 34-ФЗ судебные приставы-исполнители при осуществлении розыска должников наделены широким спектром полномочий, позволяющих разыскивать должников как самостоятельно, так и при содействии полиции с использованием централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, и проводить проверку по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Вместе с тем, отмечается в записке, часть 1 статьи 278 ГПК действует с 1 февраля 2003 года и ее редакция не учитывает указанных выше изменений в части полномочий судебных приставов-исполнителей по розыску должников, а поэтому судами не запрашивается и не используется информация о должнике, полученная в результате проведенных судебными приставами-исполнителями разыскных мероприятий. На практике это приводит к тому, что судами выносятся решения об отказе в признании безвестно отсутствующими граждан, являющихся должниками, ввиду того, что заявитель в органы внутренних дел с заявлением о розыске не обращался. При этом органы внутренних дел отказывают в приеме заявлений о розыске гражданина, поскольку он является должником и его розыск отнесен к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Какая же разница от того, признан должник безвестно отсутствующим или не признан? Деньги и имущество должника от этого ведь не появятся? Или появятся?

Наконец, далее в пояснительной записке мы находим основную цель законопроекта. Там указано, что в первую очередь, указанная проблема (в виде отказа в признании должников отсутствующими) касается должников по алиментным обязательствам, признание которых безвестно отсутствующими дает право несовершеннолетним детям на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Для устранения препятствий в назначении пенсии по этому основанию законопроектом предлагается привести часть 1 статьи 278 ГПК РФ в соответствие с действующим законодательством, дополнив ее положением, согласно которому судья, получив заявление о признании гражданина-должника безвестно отсутствующим, будет запрашивать информацию у судебных приставов-исполнителей и тем самым обеспечит защиту прав и законных интересов детей.

Законопроектом дополняется статья 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" новой частью, согласно которой в том случае, если розыск оказался безрезультатным и в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике место нахождения его не установлено, судебный пристав-исполнитель будет информировать взыскателя о безрезультатности розыска, а также разъяснять ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

В чем же проблема, как она видится с высоты Правительства Российской Федерации. В пояснительной записке указано, что по состоянию на 31 декабря 2016 года в розыске свыше 4-х лет находится 1101 должник по алиментным обязательствам. При этом несмотря на то, что разыскные мероприятия проведены в полном объеме и розыск оказался безрезультатным, взыскатели не проявляют активности для реализации прав детей на пенсионное обеспечение. Указывается, что такая «пассивная» позиция связана с отсутствием у взыскателя информации о результатах розыска.

Если мы обратимся к пенсионному законодательству, то, действительно, окажется, что признание должника безвестно отсутствующим является правовым основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Это, прежде всего, касается их несовершеннолетних детей, поскольку их нахождение на иждивении родителей предполагается и не требует особого доказывания. Однако и иные иждивенцы могут претендовать на получение такой пенсии.

Например, в статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Там же указано, что семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, скрывающийся должник, не имеющий официального дохода и имущества, может стать реальным источником средств для содержания ребенка. Хотя для этого, конечно, потребуется время, наличие некоторых объективных условий и совершение некоторых действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель должен объявить розыск должника. Во-вторых, розыск должен быть безрезультатным на протяжении определенного периода (чтобы в сумме период отсутствия сведений о должнике составил не менее года).

В-третьих, заинтересованное лицо (например, мать ребенка, на содержание которого не уплачиваются алименты) должно обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

В суде, согласно статье 42 Гражданского кодекса РФ, нужно доказать, что в течение года в месте жительства должника нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

После удовлетворения заявления о признании должника безвестно отсутствующим и вступления его в законную силу для назначения пенсии необходимо обратиться в пенсионный орган по месту жительства.

Если должник объявится, то решение суда должно быть отменено и выплата пенсии должна быть прекращена, но это уже совсем другая история.

Для получения помощи по указанным вопросам крайне желательно обратиться к юристу, в том числе в наше учреждение.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 23 марта 2018 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые позднее будут внесены в законодательство.

23.03.2018
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем

Даниэль Дефо