Основные жилищные программы

pagetitle

Во многих случаях жилищная программа является лишь дополнительным нормативным правовым актом, который определяет форму и порядок реализации мер государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных в федеральных законах. Тем не менее, установленные в программах правила и особенности реализации мер поддержки фактически изменяют условия предоставления мер поддержки.

Законодательство не предусматривает конкретных критериев определения того, почему та или иная категория граждан получает соответствующую государственную поддержку. Обычно это является результатом политической деятельности органов власти, депутатов и иных участников нормотворческого процесса, с одной стороны, а также состояния бюджета государства, с другой стороны.

В случае если Вы недовольны тем, как определены меры поддержки, и хотите дополнить категории граждан, которые обеспечиваются жильем с участием бюджетных источников финансирования, то следует обращаться с предложениями в соответствующие органы власти, к должностным лицам. При этом следует учитывать, что установление каждой новой категории граждан влечет необходимости увеличения финансирования, что, в свою очередь, требует либо наличия неиспользуемых средств, либо появления дополнительных средств.

Процесс такого бюджетного планирования является довольно сложным. Это не означает, что Вы не можете направлять свои предложения. Однако при этом целесообразно максимально подробно обосновывать необходимости предлагаемых изменений как с точки зрения общих принципов справедливости, так и с точки зрения требуемых затрат и источников финансирования. Независимо от того, обращаетесь ли Вы в Правительство России или к депутату Государственной Думы, указанное подробное обоснование сделает Ваше обращение гораздо более убедительным.

В настоящей статье мы хотели бы, прежде всего, предоставить информацию об основных жилищных программах и категориях граждан, которые могут принять участие в их реализации. Ситуация в этой сфере может быстро меняться, поэтому для получения актуальной информации целесообразно следить за новостями в средствах массовой информации, а также на официальных сайтах органов власти и организаций, связанных с реализации государственной жилищной политики (например, здесь на сайте Агентства по ипотечному жилищному кредитованию). Мы на сайте бюро также будем периодически размещать информацию об этом.

Итак, основными на федеральном и региональном уровне являются следующие программы:

- федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050;

- государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323;

- государственная программа Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 475-пп.

 

В рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" реализуется программа «Жилье для российской семьи»Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи», утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 11.08.2014 № 329-пп.

В перечень включены следующие категории граждан:

- граждане, проживающие в жилом помещении, которое в установленном законодательством Российской Федерации порядке признано непригодным для проживания, либо в жилом помещении в многоквартирном доме, который в установленном законодательством Российской Федерации порядке признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (аварийный жилой фонд), независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям, но не состоящие на таком учете;

- граждане, для которых основным местом работы является работа:

а) в государственных образовательных организациях Архангельской области и муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области;

б) в государственных медицинских организациях Архангельской области;

в) в государственных учреждениях культуры Архангельской области и муниципальных учреждениях культуры муниципальных образований Архангельской области;

г) в государственных учреждениях социальной защиты населения Архангельской области и муниципальных учреждениях социальной защиты населения муниципальных образований Архангельской области;

д) в государственных учреждениях физической культуры и спорта Архангельской области и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта муниципальных образований Архангельской области.

- граждане, для которых работа в организациях оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы.

Дополнительную информацию о реализации данной программы можно получить на сайте программы или на сайте агентства, отвечающего за ее реализацию.

 

Федеральная целевая программа «Жилище»

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрены следующие общие условия участия:

Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:

военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих";

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска;

ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

к) граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

 

Подпрограмма "обеспечение жильем отдельных категорий граждан"

В рамках реализации подпрограммы предусмотрено финансирование следующих мероприятий:

обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих в соответствии со статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

обеспечение жильем прокуроров органов прокуратуры и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями";

обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также семей погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей указанных категорий спасателей в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

обеспечение жильем отдельных категорий граждан Управлением делами Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. № 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации";

обеспечение жильем отдельных категорий граждан на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе:

предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым ученым;

обеспечение жильем сотрудников научных организаций путем строительства жилых помещений экономкласса для формирования специализированного жилищного фонда Федерального агентства научных организаций и предоставления жилых помещений из этого фонда указанным сотрудникам, прежде всего молодым ученым, а также завершение строительства общежитий Российской академии наук;

переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) в зоне Байкало-Амурской магистрали, прежде всего граждан, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье;

приведение жилых домов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;

завершение строительства общежитий для студентов и молодых ученых;

переселение граждан из гг. Норильска и Дудинки и модернизация коммунальной инфраструктуры г. Норильска.

Кроме того, в рамках подпрограммы осуществляются мероприятия по:

предоставлению Агентству по ипотечному жилищному кредитованию субсидии в форме имущественного взноса в уставный капитал в размере 4,5 млрд. рублей на реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации;

предоставлению российским кредитным организациям и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию субсидий на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным физическим лицам на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья.

 

Особым механизмом обеспечения жильем является адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 – 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп. Данная программа направлена на обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Пока в программу включены дома, признанные межведомственными комиссиями непригодными для проживания (аварийными) до 2012 года. Однако после завершения ее реализации планируется принятие и реализация аналогичной программы в отношении остальных аварийных домов.

 

Если ваша семья не подходит под указанные критерии, возможно, имеются иные механизмы, соответствующие вашей ситуации. Для получения информации об этом первоначально следует обратиться в местную администрацию (администрацию города или района, где вы проживаете и зарегистрированы) с письменным запросом/заявлением о предоставлении информации о возможности участия семьи в указанных или в иных программах (которые могут быть приняты в том числе и на местном уровне). По общему правилу, именно местные администрации осуществляют работу по приему документов граждан и формированию списков участников.

Для получения информации о реализации программ на областном уровне с аналогичным запросом также можно обратиться в Правительство Архангельской области (Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, сайт dvinaland.ru). Для получения информации о наличии ведомственных механизмов улучшения жилищных условий работников целесообразно обратиться к своему работодателю или в вышестоящий орган власти.

При этом в запросе лучше подробно описать все обстоятельства: семейное положение (состав, возраст, инвалидность, нахождение на жилищном учете, и т.п.), имущественное положение; указать предпочтительный вид помощи; указать возможную долю вашего личного финансового участия (например, при приобретении квартиры или строительстве дома) и т.д. От этого может зависеть то, насколько правильно и быстро будет определена возможность предоставления поддержки по обеспечению жильем или улучшении жилищных условий.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу. Общий порядок обращения за помощью в государственное юридическое бюро описан на этой странице нашего сайта.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 04.05.2016, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

04.05.2016
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
Чем меньше человек владеет собой, тем больше он стремится к власти над другими. Луи Бональд
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30