Рекомендации по защите прав граждан при оказании некачественных коммунальных услуг

pagetitle

1. Основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в жилищно-коммунальную сфере

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивают силу с 1 января 2015 года);
  • Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  • Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»;
  • Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

2. Наиболее часто встречающиеся нарушения прав граждан в сфере ЖКХ

  • Неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (несвоевременное проведение текущего ремонта (планово-предупредительного ремонта), уборки лестничных клеток, придомовых территорий, снега и мусора, дезинсекции, дератизация и т.д.), подготовке жилищного фонда к отопительному сезону.
  • Неправильное начисление (завышение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК тарифов на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные ресурсы, в том числе на общедомовые нужды.
  • Нарушение прав граждан на доступ к информации, обязательность раскрытия которой возложена на управляющие организации и организации жилищно-коммунального комплекса.

Надзор и контроль за соблюдением прав и свобод человека по данным нарушениям осуществляют в рамках своей компетенции органы прокуратуры, Государственная жилищная инспекция Архангельской области, территориальный орган Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также иные государственные и муниципальные органы и организации.

3. Что относится к общему имуществу многоквартирного дома?

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе:

  • межквартирные лестничные площадки;
  • лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты;
  • коридоры;
  • технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
  • крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Все это имущество принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. Следовательно, и обязанность по его содержанию возлагается на всех собственников путем внесения платы за содержание и ремонт.
Указанный список является примерным. В каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально. В некоторых случаях отдельные части дома, перечисленные выше, могут находиться в индивидуальной собственности.

4. Виды платежей

  • Плата за жилищно-коммунальные услуги включает в себя следующие платежи:
  • плата за пользование жилым помещением (плата за наем), которая взимается только с нанимателя жилого помещения. Этот вид платы распространяется только на нанимателей по договорам найма;
  • плата за содержание и ремонт, включающая в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего оборудования в доме. При этом следует иметь в виду, что плату за капитальный ремонт вносят только собственники помещений с момента возникновения права собственности на эти помещения;
  • плата за коммунальные услуги.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

5. Что делать, если исполнитель предоставляет некачественные коммунальные услуги? Какими документами можно подтвердить факт непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества?

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или если перерывы в предоставлении коммунальных услуг превысили установленную продолжительность, граждане имеют право на изменение размера платы за них.

Для этого, прежде всего, необходимо установить факт непредоставления или факт предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества. Гражданин должен сразу же известить управляющую организацию или ее аварийно-диспетчерскую службу о том, что у него в квартире жилищно-коммунальные услуги оказываются ненадлежащим образом или какие-нибудь услуги не предоставлены (например, температура воздуха в квартире ниже 18С либо отсутствует холодная вода более суток).

Это можно сделать, подав заявление в управляющую и (или) ресурсоснабжающую организацию в письменной форме в двух экземплярах, один из которых с входящим номером остается у гражданина. Также можно позвонить по телефону в аварийно-диспетчерскую службу. При этом диспетчер обязан зарегистрировать данное обращение и сообщить номер заявки в журнале и свою фамилию. Управляющая (обслуживающая) организация, в случае если причина предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества неизвестна, должна согласовать время и дату проверки по данному факту.

Однако устные обращения желательно дублировать письменно, поскольку только при письменном обращении у потребителя останется подтверждение того, что он обращался. Соответствующие доказательства могут быть использованы при обращении в суд.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила).

Согласно пункту 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Необходимо особо обратить внимание на важность доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение коммунальных услуг или выполнения работ по ремонту и содержанию жилого дома.

В случае неполучения подтверждающих документов от управляющей или ресурсоснабжающей организации следует, как минимум, сохранять сами заявления, жалобы, почтовые квитанции и другие аналогичные документы, которые в дальнейшем могут стать косвенными доказательствами нарушения прав потребителя на получение услуги (работы) надлежащего качества.

6. Предъявление претензии.

Претензия (заявление или жалоба), направляемая в адрес исполнителя услуг, составляется в письменном виде в 2-х экземплярах. Если претензия подана лично, то один экземпляр обязательно потребитель должен оставить у себя.

Претензия, направляемая по почте, лучше всего отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Однако, поскольку такой способо отправления письма может потребовать довольно существенных расходов, следует претензию отправлять, как минимум, заказным письмом. Не лишним будет проверить, что работник почты указал при оформлении квитанции правильное название организации и ее точный адрес.

В претензии следует указать свою фамилию, имя, отчество, адрес, контактный телефон, сведения о непредоставленной или предоставленной некачественно услуге, а также ваше требование. При необходимости можно указать срок устранения недостатков и предпочтительное для вас время, когда вы можете обеспечить доступ в жилое помещение для составления акта проверки и или) ремонтных работ.

Примерную форму претензии можно скачать по этой ссылке.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов, действующих на территории Архангельской области, и сложившейся в нашей области правоприменительной практики. В других регионах реализация указанных положений федерального законодательства может отличаться, в зависимости от распределения полномочий между органами власти различных уровней и иных факторов.

10.04.2013
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
Взаимная зависимость людей во всяком обществе так велика, что вряд ли какой-нибудь человеческий поступок представляет собой нечто вполне законченное и не находится в каком-либо отношении к поступкам других людей, необходимым для того, чтобы данный поступок вполне отвечал намерению действующего лица.
"Исследование о человеческом познании" (1748 год) Давид Юм