Регистрация "старого" права собственности на жилой дом

pagetitle

Рассмотрим следующую ситуацию. В 1980 году человек заключил договор купли-продажи жилого дома в поселке, и с того времени до сих пор проживает в доме. Но он никуда не обращался по поводу регистрации своего права собственности на дом. У него просто есть договор, подписанный сторонами и зарегистрированный в 1980 году в администрации (исполкоме) сельсовета.

Что ему делать? 

Самый простой вариант ответа, конечно, состоит в том, что, если никто не предъявляет никаких претензий на дом, можно ничего не делать и дальше спокойно жить, не задумываясь о регистрации права собственности на дом в соответствии с современным законодательством.

При всей кажущейся простоте и неправильности ответа такой ответ вполне согласуется с нормами законодательства. Но такое бездействие собственника может породить для него и его наследников довольно много проблем, поэтому мы предлагаем рассмотреть данную ситуацию повнимательнее.

Сразу начнем с выводов.

Во-первых, регистрация ранее возникших прав позволяет предупредить посягательства на имущество со стороны иных лиц, которые будут основываться, прежде всего, на сведениях, содержащихся в едином реестре прав (сокращенно - ЕГРП).

Во-вторых, подтверждение права собственности на жилое помещение требуется при получении многих государственных и муниципальных услуг. Регистрация права собственности позволяет практически не задумываться о том, сохранились ли старые документы о праве собственности. Все сведения о правах храняться в едином реестре прав, из которого в любой момент может быть получена выписка со сведениями о правах.

А теперь с самого начала более подробно.

1. Нормы законодательства о том, что считать однозначным доказательством наличия права собственности на жилой дом, на протяжении последних десятков лет несколько раз менялись.

На данный момент, согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Более того, эти права считаются возникшими только с момента регистрации.

Данный реестр ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр).

Действующая сейчас система регистрации прав начала действовать с 1998 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Однако введение данной системы регистрации прав не означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 года, прекращаются.

Наоборот, статьей 6 данного закона был установлен принцип признания ранее возникших прав.

Так, пунктом 1 статьи 6 закона предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. Там же предусмотрено, что государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

1.1. Из описанной ситуации следует, что жилой дом был приобретен в 1980 году на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в сельсовете.

На тот момент требования к оформлению таких сделок были установлены Гражданским кодексом РСФСР 1964 года.

Согласно статье 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.

Согласно статье 135 ГК РСФСР, если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

Следовательно, указанные требования были выполнены и у человека возникло право собственности на жилой дом до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Таким образом, он вправе обращаться в Росреестр за государственной регистрацией своего права собственность на дом по своему желанию. Независимо от его обращения, дом должен считаться находящимся в его собственности.

Однако, несмотря на наличие данного права выбора, все-таки крайне желательно проводить регистрацию ранее возникших прав. В связи с постоянно происходящими изменениями законодательства и порядка учета прав на недвижимость такая регистрация позволяет предупреждать многие конфликты и споры, связанные с правами на недвижимость. 

 

2. Полномочия по регистрации осуществляют подразделения Росреестра, поэтому для получения более подробной информации об особенностях регистрации следует обращаться непосредственно в Росреестр.

Центральное подразделение Управления Росреестра по Архангельской области располагается по адресу: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206 (а также: ул. Садовая, д. 5, корп.1). Телефоны в Архангельске: 8 (8182) 21-56-90, 28-66-71.

Единый телефон Росреестра 8-800-100-34-34 (бесплатно по России).

Поскольку возможных вопросов к предоставляемым Вами документам может быть довольно много, далее дается информация только по некоторым основным особенностям подачи документов.

 

3. Основным способом подачи документов является личное обращение в любое подразделение Росреестра или многофункционального центра (МФЦ).

В частности, в Архангельске МФЦ находятся по адресам: ул. Гайдара, д.12; ул. Воскресенская, д. 12. Телефон 8 (8182) 20-00-01. Сайт - mfc29.ru.

Документы может предоставить представитель по доверенности (нотариально удостоверенной).

Также допускается подача документов посредством почтового отправления с объявленной ценностью, с описью вложения и уведомлением о вручении. При отправлении почтой подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

3.1. С учетом возможности возникновения дополнительных вопросов по содержанию документов первичное обращение в любом случае целесообразно делать либо лично, либо через представителя, с тем чтобы непосредственно с работниками, принимающими документы, проверить полноту пакета документов и их содержание.

При проверке документов могут быть выявлены противоречия в отдельных документах. Однако это противоречие, как и большая часть иных противоречий не имеет существенного значения для регистрации права и могут быть устранены Росреестром самостоятельно в процессе регистрации путем направления дополнительных запросов.

Однако в любом случае для того, чтобы процедура регистрации была начата, следует официально подать заявление и имеющиеся документы о правах на дом. В подтверждение подачи заявления должна быть выдана соответствующая расписка. При отправлении почтой следует сохранять почтовую квитанцию и опись вложения.

В случае если возникнут какие-либо препятствия для регистрации, которые не могут быть устранены, Росреестр сообщит об этом письменно. После этого следует снова обратиться к юристу, предоставив копию ответа Росреестра для изучения.

В отдельных случаях может быть выявлена необходимость защиты прав в судебном порядке.

3.2. Наиболее типичный пакет документов, который потребуется подать в Росреестр, включает следующие документы:

- заявление о государственной регистрации;

- договор купли-продажи (оригинал и копию или два оригинала);

- оригинал доверенности и ее копия (если заявление подается представителем);

- паспорт заявителя или представителя;

- квитанция об уплате государственной пошлины;

- могут быть предоставлены также иные подтверждающие документы (при наличии).

При регистрации прав на земельный участок перечень документов будет примерно таким же, только вместо договора и иных документов на дом предоставляются распоряжение о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве собственности на землю и иные документы.

Обращаем внимание, что для точного описания границ участка во избежание возможных споров требуется проведение межевания (это платные услуги, стоимость которых следует узнавать у кадастровых инженеров). Если права на участок возникли ранее, данные работы (межевание) можно выполнить позднее и их отсутствие не должно быть препятствием для первичной регистрации права на земельный участок.

3.3. По общему правилу, пошлина за регистрацию права для граждан составляет 2000 рублей (статья 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако предусмотрены исключения.

В частности, согласно подпункту 24 пункта 1 указанной статьи, пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 рублей.

Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона № 122-ФЗ при регистрации ранее возникшего права пошлина уплачивается в размере половины установленного размера пошлины. Соответственно, в Вашей ситуации пошлина должна составлять 175 руб. за каждый объект (дом и участок).

Реквизиты и квитанции для оплаты проще всего получить непосредственно у специалистов Росреестра или МФЦ при подаче документов.

3.4. Согласно статье 14 Федерального закона № 122-ФЗ после проведения регистрации Росреестром должна быть выдана выписка из Единого государственного реестра прав, которая является подтверждением регистрации права собственности.

Обращаем внимание, что в случае если в дальнейшем (т.е. после регистрации) потребуется снова подтверждать право собственности при обращении в какие-либо органы власти и организации по иным вопросам, эти органы и организации самостоятельно вправе и обязаны запрашивать актуальную информацию о наличии у Вас права собственности. Если информация о правах находится в указанном реестре, то Вы не обязаны при каждом новом обращении за какими-либо государственными или муниципальными услугами снова получать новую выписку (платно) и предоставлять ее в соответствующий орган власти или организацию.

Данные требования установлены статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также иными правовыми актами.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 18 октября 2016 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые позднее будут внесены в законодательство. 

18.10.2016
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
Желательно воспитывать уважение не столько к закону, сколько к справедливости... Закон никогда еще не делал людей сколько-нибудь справедливее; а из уважения к нему даже порядочные люди ежедневно становятся орудиями несправедливости. Henri David Thoreau
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30