Пособие по уходу за ребенком

pagetitle

В связи с назначением и выплатой так называемых государственных пособий гражданам, имеющим детей, возникает множество вопросов. Однако, как правило, они разрешаются во внесудебном порядке. За консультациями по соответствующим вопросам целесообразно обращаться в Фонд социального страхования Российской Федерации или в органы социальной защиты по месту жительства. Подразделения Фонда есть практически во всех муниципальных районах и городских округах Архангельской области.

Для того чтобы сформировать общее представление о правовой основе выплаты указанных пособий, рассмотрим конкретный вопрос о возможности получения пособия по уходу за ребенком.

1. Согласно статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) и Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, которые фактически осуществляют уход за ребенком.

Определение лица, обязанного производить назначение и выплату пособия, зависит от того, является ли потенциальный получатель пособия работником (по трудовому договору или иному аналогичному основанию) и предоставлен ли ему отпуск по уходу за ребенком.

Так, в случае наличия трудового договора и предоставления отпуска ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается по месту работы со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В случаях, когда человек не находится в отпуске и не подлежит обязательному социальному страхованию (например, если нет действующего трудового договора), выплаты осуществляются органами социальной защиты.

Обязанность органов социальной защиты предусмотрена Порядком расходования денежных средств, направляемых на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 4 февраля 2014 г. № 33-пп.

Право на получение пособия работающими гражданами, не находящимися в отпуске, законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 57 Порядка и условий назначения выплаты государственных выплат граждан, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н, основаниями для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются решение организации-работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком или решение органа социальной защиты населения по месту жительства.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по общему правилу, согласно статье 11.2 Закона № 255-ФЗ и статье 15 Закона № 81-ФЗ зависит от заработной платы получателя пособия, но не может составлять ниже определенного уровня.

С учетом индексаций и районного коэффициента в 2014 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком в Архангельске и иных муниципальных образованиях Архангельской области, не относящихся к районам Крайнего Севера, составляет 3091,96 руб., по уходу за вторым ребенком – 6183,89 руб. В Северодвинске, Мезенском, Пинежском и Лешуконском районах (где районный коэффициент составляет 1,4) пособие по уходу за первым ребенком составляет 3607,28 руб., по уходу за вторым ребенком – 7214,54 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

2. Как указано выше, работодатель, являясь страхователем, несет обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком только в отношении своих работников, находящихся в отпуске (либо в отношении уволенных работников в случае, если отпуск был предоставлен, но выплаты не производились).

В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Следовательно, в том случае, если работнику не предоставлялся отпуск конкретным работодателем, то работник не может от него требовать выплаты пособия. Конечно, это не касается случаев, когда работодатель неправомерно отказал в предоставлении отпуска или ввел работника в заблуждение относительно его прав.

Эти же правила предусмотрены статьей 13 Закона № 81-ФЗ. Возможность получения пособия без нахождения в отпуске по уходу за ребенком предусмотрена только через органы социальной защиты и только для случаев, когда получатель пособия не подлежит обязательному социальному страхованию (например, в связи с наличием трудового договора или осуществлением предпринимательской и иной аналогичной деятельности).

3. Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено сохранение права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому или продолжает обучение.

Однако, как следует из буквального содержания данной нормы, она распространяется только на граждан, находящихся в отпуске, т.е. тех граждан, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем.

В период нахождения в отпуске такие граждане имеют право устраиваться на иную работу или получать образование. В этом случае за работником или студентом сохраняется право на получение пособия от работодателя.

Обращаем внимание, что законодательством не исключается возможность заключения трудового договора на неполный рабочий день с тем же работодателем, который предоставил отпуск.

4. Согласно статье 256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по заявлению работника.

Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (по их месту работы).

В случае если работником заключен срочный трудовой договор, то по истечении его срока обязанность работодателя начислять и выплачивать пособие также прекратится. После этого бывший работник вправе получать пособие в органах социальной защиты.

5. Что касается срока обращения за назначением и выплатой пособия, то расторжение трудового договора не лишает работника права требовать от работодателя назначения и выплаты пособия за период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно статье 17.2 Закона № 81-ФЗ и части 2.1 статьи 12 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

При этом даже в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен при наличии уважительных причин. Примерный перечень уважительных причин утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 74:

1) непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);

2) длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;

3) переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;

4) вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;

5) повреждение здоровья или смерть близкого родственника;

6) иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

6. В тех случаях, когда пособие было назначено, но не было получено, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 255-ФЗ, можно требовать его выплаты не более чем за три предшествующих года.

Если же невыплата пособия произошла по вине работодателя, органа социальной защиты или страховщика (Фонда социального страхования РФ), то требование выплаты пособия может быть заявлено без ограничения сроком давности.

7. Согласно статье 18 Закона № 81-ФЗ получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

В случае если по причине сокрытия информации или предоставления документов с заведомо неверными сведениями излишне выплаченные суммы пособий могут быть удержаны (взысканы) с получателя пособия, при наличии его вины или при наличии счетной ошибки.

 


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 01 октября 2014 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

01.10.2014
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше всех в них нуждается

Филип Честерфилд
Июнь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30