Государственная социальная помощь

pagetitle

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания государственной социальной помощи, являются Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон   № 178-ФЗ) и областной закон от 5 июня 2001 года        № 38-6-ОЗ «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области» (далее – областной закон).

Согласно статье 12 Федерального закона помощь может оказываться в денежной (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной формах (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно статье 7 Федерального закона № 178-ФЗ и статье 3 областного закона, в качестве общего принципа установлено, что государственная социальная помощь предоставляется только семье или одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области.

Для целей областного закона такие семьи и граждане именуются малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами. Однако обращаем внимание, что признание гражданина малоимущим для целей получения государственной социальной помощи отнюдь не означает, что он будет автоматически считаться малоимущим и в иных случаях (например, для целей постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма или для целей получения мер социальной поддержки за счет местного бюджета).

Указанными законами установлены особенности определения дохода и величины прожиточного минимума для разных видов помощи. Например, для целей назначения социальной доплаты к пенсии учитывается доход за один месяц (месяц подачи заявления). Об этом подробнее читайте на этой странице нашего сайта. Для иных видов социальной помощи учитывается доход семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления.

Далее в настоящей статье мы более подробнее расскажем об общем порядке оказания государственной социальной помощи, за исключением помощи в виде социальной доплаты к пенсии.

Согласно статье 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 178-ФЗ и Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» конкретные виды доходов, которые учитываются для этих целей, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы (статья 13 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно статьям 2 и 4 указанного Федерального закона № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее – расчетный период).

В связи с этим размер дохода, рассчитанного для целей определения социальной доплаты к пенсии и для целей определения иных денежных форм социальной помощи, может существенно отличаться.

В случае, если по Вашим расчетам размер дохода отличается от дохода, определенного органами социальной защиты населения, то Вы вправе обжаловать их действия в судебном и внесудебном порядке.

Что касается возможного размера государственной социальной помощи, то областным законом ограничен как минимальный, так и максимальный размер помощи.

В соответствии со статьей 3 областного закона, размер государственной социальной помощи, оказываемой в денежной форме малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта, не может быть менее 400 рублей и не должен превышать:

в течение месяца – разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;

в течение года – 6600 рублей.

Той же статьей предусмотрено, что размер помощи на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте и не может превышать 25 000 рублей в год.

Определение конкретного размера помощи в указанных пределах фактически отдано на усмотрение должностных лиц учреждений социальной защиты населения. Однако это не означает, что необоснованный отказ не может быть обжалован с точки зрения нарушения принципов равноправия и справедливости, закрепленных в базовых нормах и принципах российского и международного права.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 09 марта 2015 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

09.03.2015
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
Считая нужным, однако, еще больше помочь простому народу, он позволил всякому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника. Если кого-нибудь били, производили над ним насилие, причиняли ему вред, всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом: законодатель правильно поступал, приучая граждан сочувствовать и соболезновать друг другу и быть как бы членами единого тела. Есть упоминание об одном ответе Солона, имеющем смысл, одинаковый с этим законом. Когда его, по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором не потерпевшие обиды преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем потерпевшие».

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (о Солоне и его законодательстве, относящемся к 594 году до н.э.)