Качество и количество социальных услуг

pagetitle

Качество социального обслуживания на дому, выполняемого как государственными, так и частными поставщиками услуг, является очень сложным вопросом. Это не означает, что нужно мириться с нарушениями, но основная проблема состоит в том, как определить, что является нарушением, а что нет.

1. Основным правовым актом, регулирующим вопросы социального обслуживания, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ).

Также имеется Закон Архангельской области от 24.10.2014 № 190-11-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан», но фактически он не определяет никаких требований к качеству и количеству социальных услуг.

Согласно статье 27 Федерального закона № 442-ФЗ стандарт социальной услуги включает в себя:

1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;

2) сроки предоставления социальной услуги;

3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;

4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;

5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Иных общеобязательных документов, определяющих конкретные требования к качеству социальных услуг, законодательством не предусмотрено.

Согласно той же статье 27 Федерального закона № 442-ФЗ стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг, который должен быть утвержден органами государственной власти Архангельской области.

Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:

1) наименование социальной услуги;

2) стандарт социальной услуги;

3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;

4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;

5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;

6) иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

2. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп. Этим же постановлением утверждены все порядки предоставления социальных услуг на территории Архангельской области.

В случае, если вы не были ознакомлены с данным правовым актом, то Вам следует это сделать для сравнения того, что фактически выполняется, и установленных стандартами требований.

Например, в отношении такой социальной услуги, как «проведение оздоровительных мероприятий», стандарт устанавливает следующее:

описание социальной услуги, в том числе ее объем

-

оказание получателю социальных услуг помощи в проведении прогулки на свежем воздухе, содействия в проведении оздоровительной гимнастики, иных оздоровительных мероприятий.

Время проведения оздоровительных мероприятий и их необходимость определяются с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг и рекомендации врача.

Предоставляется по мере необходимости, но не чаще 1 раза в день.

Единица услуги - каждое действие в порядке оказания услуги получателю социальных услуг - 1 услуга

 

сроки предоставления услуги

 

-

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

подушевой норматив финансирования социальной услуги

 

-

комплексный центр социального обслуживания, центр социального обслуживания – 462,3 рубля

показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

-

полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, ее своевременность;

результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг)

 

условия предоставления социальной услуги

-

наличие соответствующих погодных условий, одежды и обуви по сезону у получателя социальных услуг, необходимого оборудования (коляска, трость, костыли, прочее). Услуга оказывается с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг.

Продолжительность – не более 60 минут за одно посещение.

 

Как видно из указанных требований, действительно, социальному работнику предоставлена довольно широкая свобода усмотрения при выборе способа оказания конкретной услуги и времени ее оказания. Такой же критерий, как «услуга оказывается с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг», позволяет обосновывать фактически любой выбор социальным работником конкретных оздоровительных процедур.

При этом указанные правовые акты не предусматривают правовой возможности обязать уполномоченный орган указать в индивидуальной программе конкретный способ оказания конкретной услуги (например, прогулка по двору жилого дома продолжительностью 60 минут).

Указанный подход законодателя приводит к тому, что, если вам нужно непременно добиться, чтобы прогулки выполнялись, то основными способами достижения этой цели является либо выбор другого поставщика социальных услуг (с которым будет заранее согласовано выполнение прогулок), либо подробное и систематическое обоснование потребности в прогулках и такое же обоснование необоснованности ссылок социального работника на то, что состояние здоровья не позволяет осуществлять прогулки, или на иные причины (с последующим обжалованием отказов).

Что касается первого способа, то, по-видимому, он будет малоэффективен ввиду ограниченности возможностей существующих поставщиков социальных услуг, а также ограниченности возможностей по оплате этих услуг. В частности, если бы вы имели необходимые финансовые ресурсы, то могли бы самостоятельно нанять помощников.

Что касается второго способа, то он также довольно затруднителен. Так, из смысла указанного стандарта социальных услуг следует, что решение о возможности прогулки должно приниматься непосредственно перед прогулкой. Соответственно, оценка состояния здоровья получателя услуг должна производиться в этот момент. В связи с этим справки с рекомендациями о прогулках, полученные несколько недель до этого (или даже несколько дней), не будут убедительными доказательствами возможности прогулки. По существу, единственным убедительным доказательством будет получение заключения врача непосредственно перед прогулкой. Однако, представляется, что обеспечить регулярный бесплатный (в рамках оказания бесплатной медицинской помощи) приход врача для этих целей будет невозможно. Следовательно, регулярное получение этих заключений вы сможете обеспечить только за свой счет.

Вполне возможно, что на основании ваших жалоб однократно удастся бесплатно пригласить врача и иных специалистов для оценки возможности прогулки в конкретный день. Но в любом случае проблема заключается в том, что никто не может дать гарантии, что их мнение будет совпадать с вашим мнением (даже при наличии общей рекомендации выполнять прогулки).

Указанные выводы также относятся и к другим видам социальных услуг.

3. Таким образом, федеральный и региональный законодатель, по существу, не устанавливают исчерпывающих требований к описанию стандартов качества социальных услуг, оставляя тем самым довольно широкую свободу усмотрения социальным работникам и соответствующим поставщикам социальных услуг.

Данная ситуация, с одной стороны, может негативно влиять на качество в ситуациях с недобросовестными работниками и в ситуациях, когда из-за недофинансирования или неправильной организации работы поставщиков социальных услуг фактически исключаются любые услуги, требующие дополнительных затрат времени и иных ресурсов. В результате этого выполнение социальной услуги сводится к минимально возможному (в рамках стандарта).

С другой стороны, свобода усмотрения во многих случаях является позитивным фактором, поскольку позволяет индивидуально выбирать подходы к оказанию социальных услуг не один раз в год или в три года, а каждый день (с учетом состояния здоровья, погоды и иных объективных и субъективных факторов). Это было бы невозможно при строгой регламентации каждого действия социального работника. Более того, даже это не позволило бы полностью устранить формальный подход к работе, поскольку это будет в большей степени зависеть от индивидуальных качеств конкретного работника.

Поскольку указанная ситуация обусловлена в том числе политическими и экономическими факторами, существующими на федеральном и региональном уровнях власти, одному человеку будет практически невозможно быстро повлиять на нее. Тем не менее, вы, так же как и любой другой гражданин, вправе направлять свои предложения по изменению правового регулирования и практики его применения.

5. По указанным выше причинам (свобода усмотрения социального работника и поставщика услуг) внешний контроль за качеством оказания социальных услуг затруднен (при отсутствии желания усовершенствовать свою работу со стороны самого поставщика услуг и его учредителя). Тем не менее он возможен. Одна из форм контроля прямо предусмотрена федеральным законодательством.

Статьей 23.1 Федерального закона № 442-ФЗ предусмотрена независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Согласно части 2 этой статьи, независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Согласно части 8 статьи 23.1, общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

С документами по вопросу проведения данной оценки можно ознакомиться на сайте минтруда Архангельской области.

В случае если вы хотите, чтобы ваши жалобы и предложения были учтены при оценке деятельности конкретного поставщика услуг, целесообразно направить их в письменном виде в адрес общественного совета при минтруде области. Точный адрес совета у нас отсутствует, поэтому целесообразно направлять предложения по адресу министерства (ул. Гайдара, д. 4, корп.1).

Однако судя по имеющимся правовым актам и документам, размещенным на указанном сайте, совет проводит общую оценку деятельности учреждений на основании социологических опросов и выборочных проверок. Соответственно, следует учитывать, что отдельная жалоба вряд ли существенно повлияет на результаты такой оценки.

6. Что касается тарифов за социальные услуги, то они установлены тем же постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп.

При среднедушевом доходе до полутора величин прожиточного минимума (рассчитывается за 12 предшествующих месяцев) плата не взимается. Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075.

Для остальных (т.е. при доходе выше этой предельной величины) согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода (т.е. полуторной величины прожиточного минимума).


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 18 января 2016 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

18.01.2016
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы
На нас лежит единственное моральное обязательство: пройти все препятствия, которые мешают нам преодолеть самих себя. Луи Пауэлс (Louis Pauwels)