Социальная доплата к пенсии

pagetitle

Социальная доплата к пенсии является одной из разновидностей государственной социальной помощи. Правовой основой оказания такой помощи является Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) и областной закон от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗ «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области» (далее – областной закон).

Размер доплаты должен быть таким, чтобы в совокупности с пенсией и некоторыми иными учитываемыми доходами пенсионера общий доход пенсионера был не ниже прожиточного минимума в месяц, устанавливаемого ежегодно областным законом.

Согласно статье 5 областного закона от 19 сентября 2001 года № 64-8-ОЗ «О прожиточном минимуме в Архангельской области» на 2016 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии установлена в размере 11173 руб. (в 2015 году – 8812, а в 2014 году – 7064 руб.)

В тех регионах, где прожиточный минимум ниже общероссийского, устанавливаемого Правительном Российской Федерации, социальная доплата именуется  федеральной и назначается учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации. В остальных случаях назначается региональная социальная доплата к пенсии – органами или учреждениями социальной защиты населения (например, как в Архангельской области).

Финансирование региональной социальной доплаты обычно осуществляется как за счет федерального, так и регионального бюджета. Конкретное соотношение долей софинансирования зависит от особенностей бюджетного процесса и бюджетной обеспеченности конкретного региона. В частности, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № 192-р, Архангельской области на эти цели в 2015 году предполагается выделить из федерального бюджета 491,5 млн. руб.

Вопросы назначения и выплаты социальных доплат к пенсии, урегулированы статьей 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ и статьей 3.1 областного закона.

Помимо величины прожиточного минимума, самым принципиальным является вопрос о том, какие доходы пенсионера учитываются для определения того, превышает ли доход уровень прожиточного минимума и, соответственно, имеет ли он право на получение доплаты.

Перечень доходов, которые должны учитываться для расчета данной доплаты, прямо определен частью 2 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ и включает следующие виды доходов:

1) пенсии;

2) дополнительное материальное (социальное) обеспечение;

3) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иные получаемые пенсионером меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством Архангельской области в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Следовательно, даже если у пенсионера пенсия ниже прожиточного минимума, но пенсионер получает другие социальные выплаты (например, ЕДВ, назначаемые в связи с инвалидностью), права на доплату у него может не быть. Например, при пенсии в размере 6000 руб. и ЕДВ в размере 1900 руб. в 2014 году пенсионер не имел права на доплату, т.к. его совокупный доход был выше прожиточного минимума, установленного для этих целей (7064 руб.) С января 2015 года при том же уровне пенсии и ЕДВ (при отсутствии иных социальных выплаты) пенсионер приобрел бы право на доплату, т.к. с 1 января величина прожиточного минимума уже составляет 8812 руб.

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 5 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 805н, подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В открытом доступе отсутствует информация о том, какие правила применяют органы социальной защиты при определении наличия права на получение региональной доплаты к пенсии, но исходя из принципа единообразия и того, что основным источником средств является федеральный бюджет, они должны применять аналогичные правила.

Следовательно, в случае если за назначением доплаты к пенсии Вы обращаетесь в марте 2015 года, то для определения Вашего дохода будет учитываться доход за март 2015 года, по тем сведениям, которые имеются у органов социальной защиты населения (в том числе полученных от учреждений Пенсионного фонда).

В дальнейшем размер доплаты автоматически пересматривается на основании информации об изменении доходов пенсионера и величин прожиточного минимума.

При наличии сомнений в правильности расчета дохода пенсионера следует обращаться с соответствующими запросами и жалобами в органы социальной защиты, а в случае необоснованного ответа - к вышестоящим должностным лицам, в прокуратуру или в суд.

Помимо социальной доплаты к пенсии существуют также иные виды государственной социальной помощи. Подробнее о них рассказывается на этой странице нашего сайта.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 09 марта 2015 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

09.03.2015
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Нет такой глупости, которой нельзя было бы исправить при помощи ума или случая, и нет такой мудрости, которой нельзя было бы испортить при помощи глупости или случая

И. В. Гёте