Юридические особенности процедуры присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области»

pagetitle

В настоящее время согласно областному закону от 12.11.1997 № 51-12-ОЗ «О присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области" отдельным категориям граждан», звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается:

1) гражданам, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 календарных лет для женщин, награжденным наградами Архангельской области, наградами Архангельского областного Собрания депутатов, наградами Губернатора Архангельской области (наградами администрации Архангельской области и главы администрации Архангельской области), отраслевыми званиями и знаками отличия Архангельской области, а также региональной общественной наградой "Достояние Севера" и не имеющим неснятую и непогашенную судимость;

2) женщинам, родившим трех и более детей и воспитавшим их до совершеннолетия, достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, и награжденным специальным дипломом "Признательность";

3) матерям, воспитавшим детей-инвалидов до их совершеннолетия и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости;

4) одиноким отцам, воспитавшим детей-инвалидов до их совершеннолетия и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.

Звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается гражданам, проживающим на территории Архангельской области, при условии, что не менее 20 лет страхового стажа, учитываемого для назначения страховой пенсии по старости, для мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев указанного страхового стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области.

 

До того, как были введены эти правила (т.е. до 01 января 2014 года), первое из оснований присвоения звания было существенно проще. Достаточно было наличия страхового стажа не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 календарных лет для женщин (из них в Архангельской области нужно было отработать не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и не менее 10 лет для женщин).

В то же время в соответствии со статьей 3 областного закона от 22 ноября 2013 года № 51-3-ОЗ к лицам, которые приобрели право на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области" до дня вступления в силу указанного закона (т.е. в соответствии с прежними критериями – до 01.01.2014), областной закон         № 51-12-ОЗ применяется в прежней редакции, т.е. в указанном случае требуется наличие стажа только 30 лет для женщин и 35 для мужчин.

В связи с применением данной нормы первоначально возникали споры. Органы социальной защиты населения отказывали в присвоении звания, ссылаясь на то, что эта норма распространяется только на тех граждан, которые обратились за получение звания до 01.01.2014. Однако данная позиция не была поддержана областным судом (см., в частности, апелляционное определение от 09.02.2015 по делу № 33-391/2015).

Обращает на себя внимание тот факт, что Архангельский областной суд при этом сослался на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение от 04 апреля 2006 года № 89-О).

В результате на данный момент, если до 01.01.2014 вы уже соответствовали указанным критериям присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», то в настоящее время можете требовать применения этих критериев, хотя после внесения изменений прошло уже более двух лет.

 

Другой возникающий на практике вопрос касается того, каким образом исчислять стаж, необходимый для присвоения звания.

Дело в том, что пенсионным законодательством не предусмотрено универсального порядка подсчета стажа для назначения пенсии для всех пенсионеров. За последние несколько десятков лет происходило несколько пенсионных реформ, каждая из которых приводила к тем или иным изменениям правил исчисления стажа. Более того, используется несколько видов стажа (например, общий трудовой стаж, страховой стаж, специальный стаж и т.п.)

Естественно, что при разных вариантах подсчета стажа продолжительность стажа является разной. Такая неопределенность касается, прежде всего, периодов до 2002 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Например, при одном варианте подсчета, основанном на применении пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», стаж до 2002 года исчисляется в календарном порядке и в него практически не включаются периоды, когда пенсионером не выполнялась оплачиваемая деятельность. Например, не включаются периоды обучения в училищах и техникумах и не учитывается то, что раньше стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывался для пенсионных целей не в календарном, а в полуторном размере.

Данных ограничений нет при использовании другого варианта подсчета стажа, предусмотренного пунктом 4 той же статьи закона.

Поскольку областным законодательством не предусмотрено каких-либо специальных правил подсчета стажа для целей присвоения звания ветерана труда, органы социальной защиты населения используют информацию, предоставляемую пенсионными органами. Пенсионный же орган сообщает только информацию о том стаже, который фактически использован при назначении пенсии. Продолжительность стажа при использовании альтернативного варианта остается для большинства пенсионеров неизвестной.

Поскольку прямо законодательством не предусмотрено использование разных видов стажа для пенсионных целей и для целей присвоения звания ветерана труда, на практике, как правило, это также не допускается. Тем не менее, исследование доступной судебной практики по другим регионам показывает, что в отдельных (довольно редких) случаях суды признают право граждан для целей присвоения звания ветерана труда применять ранее действовавшее законодательство о стаже независимо от стажа, используемого для назначения пенсии.

 P.S. Есть еще один способ официального увеличения стажа – самостоятельно выбрать другой вариант определения пенсионного капитала, т.е. вместо применения пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявить о применении пункта 4 той же статьи. Право выбора предусмотрено пунктом 2 той же статьи закона. В этом случае размер пенсии, скорее всего, уменьшится, но стаж увеличится за счет применения иных правил его подсчета.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 22 мая 2016 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

22.05.2016
Mожем ли мы
оказать вам
помощь
Онлайн-
обращение
Часто
задаваемые
вопросы

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы

Вольтер